Социальное предпринимательство.
Переход бизнеса в онлайн в сфере оказания образовательных услуг и дополнительного образования.
Проблемы и решения
15 июля 2020 состоялось онлайн-мероприятие на платформе zoom
Организаторы: Медиахолдинг РБК Уфа,
Государственный комитет РБ по предпринимательству,
Центр Инноваций Социальной Сферы РБ
при поддержке Министерства образования и науки РБ и
Министерства цифрового развития государственного управления РБ

Благодарим за участие!


Вопросы для обсуждения
Текущее состояние развития сферы дополнительного образования детей и взрослых в период пандемии
Меры господдержки для социальных предпринимателей в сфере дополнительного образования
Положительные практики успешного перехода в онлайн формат в сфере дополнительного образования в Республике Башкортостан
Проблемы перехода в онлайн формат в сфере дополнительного образования и способы их решения.
Презентация платформы «Навигатор по дополнительному образованию» АСИ и ведущих образовательных платформ
Формирование новой культуры и стандартов проведения занятий в режиме онлайн в сферы дополнительного образования.
Роль государства в сфере цифровизации дополнительного образования
Отклик рынка, отзывы и готовность потребителя к новым реалиям
Модератор
Равиль Ватолин
Главный редактор РБК Уфа
Спикеры
Хажин Айбулат Вакилович
Министр образования и науки РБ
Рафаэль Мирхатимович Марданшин
Депутат Государственной Думы
Гареев Ирек Ахметгалиевич
Директор АНО «Агентство РБ по развитию малого и среднего предпринимательства»
Таипов Расул Рафанирович
Заместитель министра цифрового развития государственного управления РБ
Габидуллин Руслан Фанзилевич
Исполнительный директор Ассоциации образовательных организаций «Электронное образование РБ», директор Центра «Цифровой университет» УГНТУ
Абрамова Ирина Евгеньевна
Член Общественной палаты РБ
Руководитель Центра инноваций социальной сферы РБ
Исаргакова Лида Сагитовна
Ректор ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации профсоюзных кадров", к.п.н.
Председатель Комиссии Общественной палаты РБ,
член Общественного совета при Министерстве образования и науки РБ
Бахтияров Искандар Махмудович
Генеральный директор АО "Уфанет"
Лютова Гульнара Ришадовна
Директор Центра дополнительного образования "Студия Слова"
Хаматдинова Ирина Рустамовна
Директор музыкальной школы "Виртуозы"
Мигранова Ляйсан Юнировна
Директор АНО ДПО НОВА, председатель Молодежного совета по образованию при Министерстве образования и науки РБ
Тарасова Альбина Анисовна
Директор Учебного центра Альбины Тарасовой
Орлов Сергей Геннадьевич
Руководитель Центра дополнительного образования "Школа Лидеров"
Хабибрахманов Рустам Раисович
Руководитель Республиканской детской школы
боевых искусств Удэ
«Мы в ежедневном режиме отслеживали динамику. Если на начальном этапе у нас по республике не более 10 тысяч ребятишек подключались к программам дополнительного образования, то к завершению четвертой четверти эта цифра выросла до 120 тысяч в день. В общей сложности мы приблизились к уровню охвата детей до пандемии. В июне было организовано почти 100 всевозможных образовательных онлайн-программ, охват был достаточно большой — 170 тысяч детей прошли через эти смены. С прошлого года мы активно участвуем в проекте «Цифровая образовательная среда»: в 2019 году к нему подключились 63 школы, в этом году их количество выросло вдвое.»

Хажин
Айбулат Вакилович
Министр образования и науки РБ
В Уфе состоялся круглый стол, посвященная вопросам перехода в онлайн социального бизнеса в сфере оказания образовательных услуг и дополнительного образования. Организаторами мероприятия выступили медиахолдинг РБК-УФА, Госкомитет РБ по предпринимательству, Центр инноваций социальной сферы РБ при поддержке Министерства образования и науки РБ и Министерства цифрового развития государственного управления РБ. В конференции приняли участие представители органов власти и общественных организаций, а также непосредственные участники рынка образовательных услуг.
Сфера дополнительного образования для детей и взрослых вошла в список отраслей экономики, пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции. Быстрое распространение вируса и введенные весной нынешнего года ограничения вынудили образовательные организации перейти на дистанционный режим работы. Тем не менее, и сами участники рынка допобразования, и представители власти признают, что далеко не всегда такой формат может быть столь же эффективен, как и очные занятия с преподавателями. С какими проблемами сегодня сталкиваются социальные предприниматели в сфере образования, какие возможности они получили с началом пандемии и сумеют ли такие организации сохранить прибыльность и выйти на новый уровень качества?
По словам министра образования и науки РБ Айбулата Хажина, задолго до начала пандемии учителя периодически использовали в своей работе элементы дистанционного обучения и электронные образовательные ресурсы. Сектор дополнительного образования был готов к этому в меньшей степени, поэтому министерство провело курсы повышения квалификации для педагогов и обеспечили их техникой.

«Мы в ежедневном режиме отслеживали динамику. Если на начальном этапе у нас по республике не более 10 тысяч ребятишек подключались к программам дополнительного образования, то к завершению четвертой четверти эта цифра выросла до 120 тысяч в день. В общей сложности мы приблизились к уровню охвата детей до пандемии. В июне было организовано почти 100 всевозможных образовательных онлайн-программ, охват был достаточно большой — 170 тысяч детей прошли через эти смены. С прошлого года мы активно участвуем в проекте «Цифровая образовательная среда»: в 2019 году к нему подключились 63 школы, в этом году их количество выросло вдвое. К 2023 году 1017 школ республики подключатся к цифровой образовательной среде. Она дает возможность переоснастить школу техникой и проводить уроки абсолютно по всем предметам. Это очень важно для учителей, которые сейчас отработали навыки дистанционного обучения, они получили возможность вести уроки с использованием электронных образовательных ресурсов. В рамках ЦОС они также будут использовать возможности мирового образовательного пространства. Мы прекрасно понимаем, что когда-то ситуация с Covid-19 закончится и мы вернемся к традиционной форме обучения. Родители хотят, чтобы дети общались ежедневно со своими учителями. Воспитательный процесс — это одна из важнейших ипостасей образования, а воспитание без социального контакта невозможно», - говорит Айбулат Хажин.

Депутат Государственной Думы РФ Рафаэль Марданшин считает, что социальные предприниматели, работающие в сфере образования выполняют очень важную функцию, поэтому программы государственной поддержки для них крайне актуальны.

«Пандемия привела к тому, что в целом все предприниматели, и в особенности социальные, нуждаются в поддержке. Многие знают, какие меры были предприняты в связи с этим — это налоговые и кредитные каникулы, мораторий на банкротство по инициативе кредиторов, мораторий на проверки бизнеса, беспроцентные кредиты для выплаты заработных плат сотрудникам, снижение и отсрочка страховых взносов, отсрочка по арендным платежам. Что важно для образовательной сферы — это продление лицензий, разрешений, аккредитаций, которое будет проходить автоматически. Это конечно тоже очень важно. Когда мы говорим, что мир созрел для того, чтобы полностью перейти на цифру, я уверен, что именно в образовательном процессе это нужно воспринимать как временную меру. Мир меняется, и то, что десять лет назад казалось невозможным, уже существует и внедряется, и наша задача — обеспечить этот процесс законодательно, вовремя отреагировать на ситуацию. Очень важно, чтобы законодательные процессы шли в ногу со временем, с технологиями, чтобы отсутствие нормативов не препятствовало развитию технологий. Социальное предпринимательство в сфере образования только на первый взгляд кажется простым и легким, и ряд предпринимателей перешли на оказание услуг в онлайн режиме, но не все готовы к таким трудностям, которые их ожидали. Хотел бы пожелать им успехов в работе, потому что их труд очень нужен и важен именно сейчас, когда многие родители и дети находятся на карантине», - отметил Рафаэль Марданшин.

Директор АНО «Агентство РБ по развитию малого и среднего предпринимательства» Ирек Гареев, продолжая тему социального предпринимательства, подчеркнул, что сегодня важно улучшать коммуникации между социальным бизнесом и властью. «В период пандемии были определенные проблемы с арендой помещений, содержанием сотрудников, нехваткой финансовых ресурсов. Сегодня у бизнеса есть возможности для получения субсидий, но нужно развивать эти коммуникации малого бизнеса и государства, и государство должно понимать это направление. Есть субсидии для одного субъекта, которые могут составить до 300 тысяч рублей. Существуют субсидии на возмещение части затрат на разработку цифровых приложений в сфере дополнительного образования. Есть и другая помощь — грантовая, льготы по аренде и налогам, можно все эти возможности воедино преподнести предпринимателю. Получить эту помощь вполне реально».

«Мы понимаем, что сейчас начинается новый этап в развитии социального бизнеса, и мы запускаем школу перехода социального бизнеса в онлайн формат, - продолжает член Общественной палаты РБ, руководитель «Центра инноваций социальной сферы РБ» Ирина Абрамова. - Мы приглашаем всех принять в ней участие, потому что здесь участвуют очень прокачанные социальные предприниматели, которые уже прошли через многие наши программы. Начала работать платформа АСИ по дополнительному онлайн-образованию с лучшими цифровыми курсами и практиками дистанционного обучения детей, где собраны лидеры — SkyEng, Учи.ru, Яндекс.Школа и так далее. Мы должны думать, как шлифовать свои программы, чтобы сделать их более конкурентоспособными, но с другой стороны, ваши программы можно добавить на эту платформу. Поэтому предпринимателям есть куда стремиться».

Многие вопросы предпринимателей к представителям власти были связаны с приостановкой лицензирования образовательных услуг и необходимости получения разрешений от МЧС и санэпиднадзора. По мнению участников рынка, требования к оснащению классов неактуальны в случае с онлайн-обучением. Министр образования и науки РБ Айбулат Хажин, в свою очередь, ответил, что уже сейчас процедура лицензирования образовательных программ возобновляется в дистанционном формате.

«У нас есть портал госуслуг, необходимо через личный кабинет подать заявление. Процедуры достаточно короткие, максимальные сроки — 45 рабочих дней по лицензированию, 30 рабочих дней по переоформлению. В среднем процедура занимает 10-17 дней. Заключения санэпиднадзора и госпожнадзора не отменяются, но при лицензировании онлайн программ у них ослабленные требования. Поэтому я не вижу никаких препятствий для того, чтобы получить лицензию до начала учебного года и уже 1 сентября войти в республиканский навигатор программ дополнительного образования», - говорит Айбулат Хажин.

Многие вопросы предпринимателей к представителям власти были связаны с приостановкой лицензирования образовательных услуг и необходимости получения разрешений от МЧС и санэпиднадзора. По мнению участников рынка, требования к оснащению классов неактуальны в случае с онлайн-обучением. Министр образования и науки РБ Айбулат Хажин, в свою очередь, ответил, что уже сейчас процедура лицензирования образовательных программ возобновляется в дистанционном формате.

«У нас есть портал госуслуг, необходимо через личный кабинет подать заявление. Процедуры достаточно короткие, максимальные сроки — 45 рабочих дней по лицензированию, 30 рабочих дней по переоформлению. В среднем процедура занимает 10-17 дней. Заключения санэпиднадзора и госпожнадзора не отменяются, но при лицензировании онлайн программ у них ослабленные требования. Поэтому я не вижу никаких препятствий для того, чтобы получить лицензию до начала учебного года и уже 1 сентября войти в республиканский навигатор программ дополнительного образования», - говорит Айбулат Хажин.





+7-347-246-46-97
info@rbctv-ufa.ru