Сфера дополнительного образования для детей и взрослых вошла в список отраслей экономики, пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции. Быстрое распространение вируса и введенные весной нынешнего года ограничения вынудили образовательные организации перейти на дистанционный режим работы. Тем не менее, и сами участники рынка допобразования, и представители власти признают, что далеко не всегда такой формат может быть столь же эффективен, как и очные занятия с преподавателями. С какими проблемами сегодня сталкиваются социальные предприниматели в сфере образования, какие возможности они получили с началом пандемии и сумеют ли такие организации сохранить прибыльность и выйти на новый уровень качества?
По словам министра образования и науки РБ Айбулата Хажина, задолго до начала пандемии учителя периодически использовали в своей работе элементы дистанционного обучения и электронные образовательные ресурсы. Сектор дополнительного образования был готов к этому в меньшей степени, поэтому министерство провело курсы повышения квалификации для педагогов и обеспечили их техникой.
«Мы в ежедневном режиме отслеживали динамику. Если на начальном этапе у нас по республике не более 10 тысяч ребятишек подключались к программам дополнительного образования, то к завершению четвертой четверти эта цифра выросла до 120 тысяч в день. В общей сложности мы приблизились к уровню охвата детей до пандемии. В июне было организовано почти 100 всевозможных образовательных онлайн-программ, охват был достаточно большой — 170 тысяч детей прошли через эти смены. С прошлого года мы активно участвуем в проекте «Цифровая образовательная среда»: в 2019 году к нему подключились 63 школы, в этом году их количество выросло вдвое. К 2023 году 1017 школ республики подключатся к цифровой образовательной среде. Она дает возможность переоснастить школу техникой и проводить уроки абсолютно по всем предметам. Это очень важно для учителей, которые сейчас отработали навыки дистанционного обучения, они получили возможность вести уроки с использованием электронных образовательных ресурсов. В рамках ЦОС они также будут использовать возможности мирового образовательного пространства. Мы прекрасно понимаем, что когда-то ситуация с Covid-19 закончится и мы вернемся к традиционной форме обучения. Родители хотят, чтобы дети общались ежедневно со своими учителями. Воспитательный процесс — это одна из важнейших ипостасей образования, а воспитание без социального контакта невозможно», - говорит Айбулат Хажин.
Депутат Государственной Думы РФ Рафаэль Марданшин считает, что социальные предприниматели, работающие в сфере образования выполняют очень важную функцию, поэтому программы государственной поддержки для них крайне актуальны.
«Пандемия привела к тому, что в целом все предприниматели, и в особенности социальные, нуждаются в поддержке. Многие знают, какие меры были предприняты в связи с этим — это налоговые и кредитные каникулы, мораторий на банкротство по инициативе кредиторов, мораторий на проверки бизнеса, беспроцентные кредиты для выплаты заработных плат сотрудникам, снижение и отсрочка страховых взносов, отсрочка по арендным платежам. Что важно для образовательной сферы — это продление лицензий, разрешений, аккредитаций, которое будет проходить автоматически. Это конечно тоже очень важно. Когда мы говорим, что мир созрел для того, чтобы полностью перейти на цифру, я уверен, что именно в образовательном процессе это нужно воспринимать как временную меру. Мир меняется, и то, что десять лет назад казалось невозможным, уже существует и внедряется, и наша задача — обеспечить этот процесс законодательно, вовремя отреагировать на ситуацию. Очень важно, чтобы законодательные процессы шли в ногу со временем, с технологиями, чтобы отсутствие нормативов не препятствовало развитию технологий. Социальное предпринимательство в сфере образования только на первый взгляд кажется простым и легким, и ряд предпринимателей перешли на оказание услуг в онлайн режиме, но не все готовы к таким трудностям, которые их ожидали. Хотел бы пожелать им успехов в работе, потому что их труд очень нужен и важен именно сейчас, когда многие родители и дети находятся на карантине», - отметил Рафаэль Марданшин.
Директор АНО «Агентство РБ по развитию малого и среднего предпринимательства» Ирек Гареев, продолжая тему социального предпринимательства, подчеркнул, что сегодня важно улучшать коммуникации между социальным бизнесом и властью. «В период пандемии были определенные проблемы с арендой помещений, содержанием сотрудников, нехваткой финансовых ресурсов. Сегодня у бизнеса есть возможности для получения субсидий, но нужно развивать эти коммуникации малого бизнеса и государства, и государство должно понимать это направление. Есть субсидии для одного субъекта, которые могут составить до 300 тысяч рублей. Существуют субсидии на возмещение части затрат на разработку цифровых приложений в сфере дополнительного образования. Есть и другая помощь — грантовая, льготы по аренде и налогам, можно все эти возможности воедино преподнести предпринимателю. Получить эту помощь вполне реально».
«Мы понимаем, что сейчас начинается новый этап в развитии социального бизнеса, и мы запускаем школу перехода социального бизнеса в онлайн формат, - продолжает член Общественной палаты РБ, руководитель «Центра инноваций социальной сферы РБ» Ирина Абрамова. - Мы приглашаем всех принять в ней участие, потому что здесь участвуют очень прокачанные социальные предприниматели, которые уже прошли через многие наши программы. Начала работать платформа АСИ по дополнительному онлайн-образованию с лучшими цифровыми курсами и практиками дистанционного обучения детей, где собраны лидеры — SkyEng, Учи.ru, Яндекс.Школа и так далее. Мы должны думать, как шлифовать свои программы, чтобы сделать их более конкурентоспособными, но с другой стороны, ваши программы можно добавить на эту платформу. Поэтому предпринимателям есть куда стремиться».
Многие вопросы предпринимателей к представителям власти были связаны с приостановкой лицензирования образовательных услуг и необходимости получения разрешений от МЧС и санэпиднадзора. По мнению участников рынка, требования к оснащению классов неактуальны в случае с онлайн-обучением. Министр образования и науки РБ Айбулат Хажин, в свою очередь, ответил, что уже сейчас процедура лицензирования образовательных программ возобновляется в дистанционном формате.
«У нас есть портал госуслуг, необходимо через личный кабинет подать заявление. Процедуры достаточно короткие, максимальные сроки — 45 рабочих дней по лицензированию, 30 рабочих дней по переоформлению. В среднем процедура занимает 10-17 дней. Заключения санэпиднадзора и госпожнадзора не отменяются, но при лицензировании онлайн программ у них ослабленные требования. Поэтому я не вижу никаких препятствий для того, чтобы получить лицензию до начала учебного года и уже 1 сентября войти в республиканский навигатор программ дополнительного образования», - говорит Айбулат Хажин.
Многие вопросы предпринимателей к представителям власти были связаны с приостановкой лицензирования образовательных услуг и необходимости получения разрешений от МЧС и санэпиднадзора. По мнению участников рынка, требования к оснащению классов неактуальны в случае с онлайн-обучением. Министр образования и науки РБ Айбулат Хажин, в свою очередь, ответил, что уже сейчас процедура лицензирования образовательных программ возобновляется в дистанционном формате.
«У нас есть портал госуслуг, необходимо через личный кабинет подать заявление. Процедуры достаточно короткие, максимальные сроки — 45 рабочих дней по лицензированию, 30 рабочих дней по переоформлению. В среднем процедура занимает 10-17 дней. Заключения санэпиднадзора и госпожнадзора не отменяются, но при лицензировании онлайн программ у них ослабленные требования. Поэтому я не вижу никаких препятствий для того, чтобы получить лицензию до начала учебного года и уже 1 сентября войти в республиканский навигатор программ дополнительного образования», - говорит Айбулат Хажин.